Регресс по ОСАГО с виновника ДТП в 2019 году

Содержание
  1. Регресс по ОСАГО с виновника ДТП в 2019 году
  2. Что такое регресс
  3. Особенности регресса по ОСАГО
  4. Регресс и суброгация - сходство и различие
  5. Когда могут выставить регресс
  6. Что делать, если страховая подала регресс против вас
  7. Последние новости
  8. Регресс по ОСАГО
  9. Что это такое
  10. Какие могут быть основания
  11. В каких случаях может быть
  12. Как избежать регресса по ОСАГО
  13. Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
  14. Комментарий к ст. 14 Закона об ОСАГО
  15. Регресс по ОСАГО к виновнику ДТП
  16. Что такое регресс и когда он выдвигается по ОСАГО
  17. Срок взыскания в порядке регресса
  18. Что делать, если страховая подала регресс против вас
  19. Как избежать регресса по ОСАГО
  20. Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО
  21. Особенности регресса по ОСАГО
  22. Когда могут выставить регресс?
  23. Как избежать регресса?
  24. Срок исковой давности

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП в 2019 году

Регресс — это право обратного требования страховщика, осуществившего выплату, к причинившему вред лицу. О том, когда страховая компания имеет право потребовать взыскания ущерба в порядке регресса по ОСАГО с виновника ДТП и как этого избежать читайте в этой статье.

Что такое регресс

Фактически регрессное требование – это норма права, которая относится к страховой и финансовой областям. Лицо либо организация, которые возместили причиненный ущерб, вправе потребовать от виновника компенсировать им затраты.

Таким правилом обычно пользуются страховые компании, взыскивая выплаченные денежные средства с виновников ДТП. Прямой иск непосредственно в суд – это составная часть регресса.

Возможности регрессного требования ограничиваются суммой, которую выплатила компания. Сумму выше той, которая была передана по прямому требованию, взыскать нельзя. Однако страховая компания, помимо прямых расходов на выплату возмещения, может также потребовать выплату компенсации тех убытков, которые она понесла, к примеру, на оплату услуг представителя, или на привлечение эксперта в суде, либо при рассмотрении страхового случая.

Такие компенсируемые убытки могут быть понесены в результате выезда в другой город, привлечения специалиста или юриста на договорной основе. Эта компенсация может быть взыскана в судебном порядке дополнительно к регрессным требованиям.

Особенности регресса по ОСАГО

Право регрессного иска страховой компании к виновнику ДТП обладает множеством специфических признаков, вытекающих из условий возникновения регрессного требования. К этим признакам можно отнести:

  • возможность взыскания ущерба в порядке регресса по ОСАГО с виновника ДТП только после возмещения страховой выплаты потерпевшему;
  • регресс страховой компании по ОСАГО возможен к контрагенту, заключившему такой договор, а не к иному лицу;
  • право регрессного требования не мешает потерпевшему требовать с виновного лица выплаты компенсации в части убытков, превышающих страховое возмещение;
  • размер суммы регресса не может превышать размера выплаты по полису ОСАГО.

Надо понимать, что право на регрессное требование не дает уверенности в получении требуемой суммы, поскольку виновное лицо всегда может попытаться оспорить такое требование в судебном порядке, снизить сумму ущерба и даже избежать регресса.

Нужно понимать, что закрепленное в законе право страховщика подать исковое заявление с регрессным требованием — это право, но отнюдь не его обязанность. Этим правом страховщик может и не воспользоваться.

Регресс и суброгация — сходство и различие

В России, регресс и суброгация не являются тождественными понятиями, хотя у них много общих черт. Даже регулируются они разными нормами права. Понятия похожи, а механизм совсем разный.

При суброгации ущерб, который причинен лицу действиями виновника, должен быть компенсирован именно этим виновником, либо страховой компанией, застраховавшей его риски. Соответственно, виновник возмещает не покрытые полисом ОСАГО убытки страховщику потерпевшего.

А при регрессе одно обязательство просто заменяется на другое, при этом право никуда не переходит. При регрессе виновник аварии должен возместить своему страховщику понесенные расходы в виде выплаченного страхового возмещения.

Понятно, что регрессное требование может заявить страховая компания пострадавшего в аварии лица, а суброгацию — страховая компания виновника ДТП. Взыскания происходят по различным основаниям и иски предъявляются к разным категориям водителей. При этом в обоих случаях убытки взыскивают с виновника аварии в судебном порядке.

Когда могут выставить регресс

Взыскание ущерба в порядке регресса по ОСАГО с виновника ДТП – это один из самых известных случаев возникновения такого требования.

Как правило, случаи, при которых страховая компания может обратиться с претензией относительно денежной выплаты в порядке регресса, сводятся к следующим:

  • вред жизни и здоровью потерпевшего виновник причинил умышленно. Если в суде удастся доказать, что ДТП было совершено вследствие умысла, то страховая компания вправе требовать с лица, виновность которого установлена, денежную выплату;
  • если причинившее вред лицо находилось в состоянии опьянения, которое бывает алкогольным или наркотическим. Кроме того, опьянение может быть и токсикологическим. В данном случае состояние виновного должно быть подтверждено медицинским заключением и освидетельствованием, а не только показаниями свидетелей, причем приобщаться они могут как истцом, так и ответчиком;
  • если виновное лицо, причинившее вред, не имеет водительского удостоверение, или по какой-то иной причине не могло (точнее, не имело права) управлять автомашиной, на которой совершено ДТП, у страховой компании будут все основания выступить с требованием в порядке регресса;
  • если виновное лицо скрылось после аварии и покинуло место ДТП. В этом случае на страховую компанию накладывается обязанность доказать этот факт, который должен быть подтвержден не просто составленным протоколом, а конкретными сведениями о том, что водитель, покинувший место аварии, привлечен к ответственности.
  • виновник не вписан в полис ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (за исключением случая, когда договор ОСАГО выписан на неограниченное число лиц, имеющих право управления);
  • страховой случай наступил за периодом срока, на который заключен полис ОСАГО (при заключении договора ОСАГО на конкретный период);
  • регресс по ОСАГО европротокол — виновник ДТП не направил компании-страховщику в течение 5-ти дней бланк извещения о ДТП (если ДТП оформлялось в отсутствие полиции);
  • регресс за непредоставление извещения о ДТП — виновник приступил к ремонту а/м до истечения 15 календарных дней со дня ДТП;
  • виновник не представил по требованию компании-страховщика автомашину для проведения осмотра;
  • на момент аварии срок действия диагностической карты автомашины закончился.

Еще некоторые варианты возникновения регресса смотрите на видео:

Рассмотрим самые распространенные причины выставления регресса подробнее.

Отсутствие в полисе ОСАГО виновного лица

Как известно, в полисе ОСАГО в обязательном порядке указываются лица, которым разрешено управлять данным транспортным средством. Бывают случаи, когда полис выдается с возможностью управления автомашиной любым лицом, без ограничений, но это скорее исключение, чем правило. Обычно страховой полис ОСАГО содержит перечень тех лиц, которые допускаются к управлению автомашиной, с указанием их полных данных, включая сведения о водительских удостоверениях.

В случае, если водитель автомобиля, по вине которого произошло ДТП, управлял машиной, не будучи включенным в полис ОСАГО как лицо, которому разрешено управлять транспортным средством, и результате аварии был причинен ущерб, то у страховой компании появится право обратного требования возмещения причиненного ущерба к лицу, не вписанному в страховку.

Следует понимать, что само по себе отсутствие в полисе ОСАГО виновного лица не влечет за собой отказ в страховой выплате по этому основанию. В законе (ст. 15) указано, что в договоре ОСАГО застрахованы риски самого страхователя, иного владельца, а также иных лиц, использующих автомашину на законных основаниях.

Если виновник аварии не включен в полис, страховая компания имеет право предъявления регресса, а не отказа в страховой выплате. Такой отказ может быть обжалован со ссылками на действующее законодательство об обязательном страховании.

Срок действия ОСАГО

Помимо ограничения по кругу лиц, полис ОСАГО также содержит ограничение на время своего действия, точнее, на использование транспортного средства в пределах установленного срока. День окончания срока полиса ОСАГО указан в нем в виде конкретной даты, после которой полис считается прекратившим свое действие.

И если водитель, указанный в страховке в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, управлял автомашиной после окончания срока действия полиса ОСАГО, у страховой компании опять же появляется право регрессного требования к виновнику ДТП, страховка которого просрочена.

Срок исковой давности

По регрессным обязательствам течение исковой давности общий — три года, и начинается он течь с того момента, когда было исполнено основное обязательство страховой компании и выплачены денежные средства. То обстоятельство, что произошла перемена лиц, на течение срока исковой давности, а также на его исчисление, не влияет никак.

При этом необходимо учесть, что само по себе истечение срока исковой давности не мешает страховой компании подать иск и заявить регрессное требование. Это обусловлено тем, что срок исковой давности может быть применен в суде исключительно по заявлению стороны. Понятно, что страховая компания, пропустившая срок, делать такое заявление не будет.

Поэтому первое, что следует сделать, получив исковое заявление о возмещении денежной суммы в порядке регресса — это проверить, не пропустила ли компания срок исковой давности. И если вы увидите, что пропустила, нужно обязательно написать об этом заявление в суд (или сделать его в устной форме), а не махнуть рукой в уверенности, что суд применит его автоматически.

Закон содержит правило, в соответствии с которым право регрессного требования возникает в случае, если вред причинен вследствие умысла.

Что такое умысел? Это, в первую очередь, отношение причинителя вреда к возможности аварии. Если он сознательно делает так, чтобы ДТП произошло — значит, он совершает умышленные действия, желая наступления последствий.

Следует учитывать, что так называемое бремя доказывание (то есть обязанность) лежит на компании-страховщике. Это означает, что именно представитель подавшей в суд иск о возмещении ущерба в порядке регресса страховой компании должен предоставить в суд доказательства, подтверждающие умысел. Это должны быть именно доказательства (фактические данные), а не просто его мнение по этому поводу. Факт умышленного причинения вреда может быть доказан в ходе следствия по уголовному делу или в результате расследования страхового случая.

Состояние опьянения

Регресс можно подать в случае, если вред причинен указанным в полисе ОСАГО лицом при управлении автомашиной в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения. К «иному опьянению» может быть отнесено токсикологическое опьянение. Данное обстоятельство выясняется достаточно быстро и без особых проблем путем направления лиц, участвующих в ДТП, на медицинское освидетельствование.

Управление транспортным средством без водительского удостоверения

В этом случае у страховой компании также возникает право регресса.

Иногда возникает вопрос, что значит фраза: «Лицо не имело права управлять транспортным средством», применительно к полису ОСАГО? Ответ на него еще в 1995 году дал Президиум Верховного Суда РФ, отметив, что законом предусмотрено возникновение права на управление транспортным средством после того, как достигший совершеннолетия гражданин сдаст экзамен и получит водительское удостоверение.
Соответственно, лицо, не имеющее право управления транспортным средством — это человек без прав. К таким лицам также относят граждан, управляющих автомобилем не той категории, на которую имеют право управления, и граждан, лишенных прав за правонарушения.

Скрытие с места ДТП

Не надо покидать место, где произошла авария. Даже если вы очень торопитесь. Это азы, которые должен знать каждый. Мало того, что вы будете признаны виновным в аварии чуть ли не автоматически, так еще и у страховой компании возникнет право регресса, причем безусловное. Это, пожалуй, единственный случай, когда регрессное требование практически невозможно оспорить. Взыщут в полном размере.

Просроченная страховка

Право регресса у страховой компании возникает к такому лицу, которое управляло автомашиной в тот период, который не охватывается полисом ОСАГО. Данное условие учитывается только в том случае, если договор страхования заключен с таким условием — использовать машину в конкретный период. Если срок действия полиса ОСАГО заканчивается, как в нем указано, 5 мая 2017 года, а авария произошла 6 мая, то даже в том случае, если виновник вписан в договор, у страховщика возникнет право регресса.

Отсутствие технического осмотра

1 января 2012 г. в Закон об ОСАГО были внесены дополнения. Появилось новое основание для возможности применения регресса — теперь такое право появилось у страховщика в том случае, если на момент аварии истек срок действия талона технического осмотра.

30 июля 2012 года в силу вступил еще и Закон об изменении технического осмотра N 130-ФЗ. И с этого дня указанное основание для возможного заявления регрессного требования звучит так: «Истечение срока действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств». Соответственно, если на момент совершения ДТП такой срок истек, возникает возможность взыскания регресса.

При этом далеко не все категории транспортных средств, у которых истек срок техосмотра, оформленного как диагностическая карта, влечет за собой право предъявить регрессное требование. Такое основание законодатель установил только в отношении таких тс, которые предназначены для перевозки пассажиров по договорам перевозки пассажиров, а также тс, предназначенных для перевозок опасных грузов. Для других автомашин данная норма не работает.

Также страховая компания в этом случае получает право регресса не только к виновнику аварии. Она имеет полное право заявить исковое требование в порядке регресса, указав в качестве истца оператора технического осмотра, который выдал диагностическую карту. Такое право появляется, если авария произошла вследствие неисправности транспортного средства, и эта неисправность была при техосмотре выявлена, но сведения о ней в диагностическую карту не внесли.

Хотелось бы отметить, что доказать указанные обстоятельства довольно сложно, поэтому такие иски встречаются достаточно редко. В данном случае бремя доказательств также лежит на страховщике.

Что делать, если страховая подала регресс против вас

Для начала один совет: категорически не следует сразу соглашаться со страховой компанией и признавать право требование с вас возмещения ущерба. Это вы успеете сделать всегда – признать иск можно на любой стадии гражданского процесса, а пока надо подумать, как не платить регресс по заявленному страховой компанией иску, или хотя бы снизить размер ущерба.

Иск – это всегда вопрос спорный, и свое право нужно подтвердить, предоставив в суд соответствующие доказательства. Кто на что ссылается, тот и должен это доказать. Это важное правило гражданского процесса.

Запомните – право регресса у страховой компании появляется только с момента выплаты потерпевшему страхового возмещения, и ни минутой раньше!

Соответственно, чтобы получить возмещение в порядке регресса, страховая компания должна доказать:

  • выплату страховой суммы потерпевшему . Не исключено, что ему было отказано в выплате, тем не менее, страховая компания решила подать иск о возмещении в порядке регресса. И будьте уверены, если вы признаете исковые требования страховой компании, ущерб с вас взыщут, несмотря на отсутствие оснований – об этом обстоятельстве страховая компания просто промолчит;
  • наличие оснований для обращения с регрессным требованием . Это как раз те обстоятельства, о которых мы уже останавливались выше. Если представитель страховщика утверждает, что вы находились за рулем, будучи пьяным, или под действием наркотических веществ – требуйте медицинского заключения, составленного надлежащим образом и подписанного правомочными на это медиками. Если речь идет о том, что вы уехали с места аварии, не дождавшись сотрудникв ДПС – пусть предоставят документы о том, что вы привлечены за данное нарушение к ответственности (это должно быть решение суда, причем вступившее в законную силу, а не просто административный протокол, составленный непосредственно на месте аварии). И так далее;
  • размер регрессного возмещения не должен превышать сумму выплаты потерпевшему страховщиком . Поэтому требуйте от представителя страховщика не только подтверждение выплаты страхового возмещения потерпевшему, но и в обязательном порядке – подтверждение суммы выплаты. Возможно, вы сможете добиться снижения суммы ущерба. Страховые компании расстаются со своими деньгами очень неохотно, так что давайте будем следовать их примеру;
  • необходимо иметь в виду срок исковой давности, который не должен истечь к моменту предъявления иска в суд . Имейте в виду – если срок исковой давности истек, но вы об этом не заявили, суд по своей инициативе применять их не будет, и автоматически исковые требования страховой компании не отклонит. О том, что удовлетворение искового требования о регрессе незаконно, поскольку срок исковой давности пропущен, и компания не имеет права на предъявление иска (точнее, на удовлетворение заявленных исковых требований), должны заявить в суде именно вы;
  • основания для удовлетворения регрессных требований страховщика – это всегда причинно-следственная связь между вашими действиями и наступившими последствиями в виде ДТП . Если авария действительно была, но вы в ней не виноваты, либо ваша вина не доказана, то никакой суд не удовлетворит исковое заявление страховщика. Отсутствие вины – отсутствие положительного решения суда для страховой компании.

Если страховой компании не удастся доказать доказать хотя бы один из указанных пунктов, можно ставить вопрос об оспаривании регрессного требования.

Последние новости

В государственной думе на рассмотрении находится интересный законопроект №501904-7 от 03.07.2018 года. Он в том числе касается вопросов регресса в автостраховании.

Так предложено исключить, как основание к регрессному требованию, неотправление извещения водителем-виновником ДТП, оформленного по европротоколу без сотрудников ГИБДД (так называемый пункт «Ж»).

Ещё на повестке обсуждается уточнение такого основания как нахождение в состоянии опьянении. Страховщики смогут (если закон примут) предъявить обратный иск если водитель не выполнил законное требование сотрудника ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо в нарушение ПДД он употребил алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП.

А также предложено новое правило, когда требование страховой не может быть предъявлено пешеходу. То есть хоть и будет виноват пешеход в ДТП и от его действий будет причинен вред машине, всё равно страховщик не сможет обращаться в суд. Но при условии, что такой пешеход получил травмы и увечья. А если пешеход погиб, то иск нельзя предъявить и к его наследникам.

Еще несколько советов смотрите на видео:

Регресс по ОСАГО

Приобретая полис ОСАГО в какой-либо страховой компании, водитель или юридическое лицо, имеющее на своем балансе автопарк, не всегда осознают и допускают, что страховщик в случае с ДТП может привлечь их к возмещению ущерба.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

И все дело в тонкостях различных механизмов страховых выплат, всевозможных оснований, которые дают право страховой компании потребовать возмещения от виновника ДТП, и страховка его ему не поможет.

Что это такое

Регресс – это взыскание с виновника ДТП его же страховщиком тех денежных сумм, которые были выплачены потерпевшему страховой компанией виновника.

Такой механизм по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности в ст.14 называется еще – обратное требование. Когда лицо, выплатившее потерпевшему причиненный ему ущерб виновником ДТП, взымает затем эту же сумму ущерба с самого виновника.

Те, кто покупает полис, изначально могут не изучить до конца все тонкости его действия в случае с произошедшим ДТП.

Люди, по невнимательности, часто полагают, что даже если авария произошла по их вине, то ничего страшного, они застрахованы и смогут страховыми выплатами возместить потерпевшим весь причиненный ими ущерб.

Такой подход ведет к глубокому разочарованию, когда случается дорожное происшествие, и с виновника этого происшествия, его же страховщик требует выплат обратно.

Ведь страховая компания уже оплатила причиненный ущерб потерпевшему, а теперь она хочет вернуть эти деньги обратно. Это первая ошибка.

Какие могут быть основания

Второй часто встречающейся ошибкой в отношении понятия регресс, является подмена понятий – регресс и суброгация.

Люди постоянно путают эти слова, а то и вовсе подразумевают, что это синонимы, обозначающее одно и то же действие со стороны страховой компании.

Сотрудники страховых фирм также немало сделали ошибок на этих терминах потому, что не разобрались до конца, как им действовать в отношении своих клиентов в случае с ДТП. Поэтому следует определиться также и с термином – суброгация.

Суброгация – это переход права требования той суммы, что была уплачена страховщиком (выгодоприобретателем) потерпевшему, уплаты виновника своему страховщику (п.1 ст. 965 ГК РФ).

Согласитесь, звучит одинаково и может сложиться впечатление, что это одно и то же. Кажется, что виновник ДТП, является лицом «ответственным за убытки», однако это не так. Он, скорее, причинитель ущерба, а лицо, ответственное за этот ущерб – как раз страховая компания.

Поэтому компания-страховщик не может сама с себя взыскивать суммы, выплаченные потерпевшему по обязательству договора ОСАГО с виновником.

На примере это может выглядеть так. Суброгация – Коля должен Пете сумму денег, тут приходит Вася и предлагает выплатить этот долг Коле за Петю. Коле все равно, кто ему вернет деньги, поэтому он согласен. Он получает свои деньги уже не от Пети – первоначального должника, а от Васи. Тогда Вася имеет право теперь требовать долг от Пети, а не Коля.

А вот при регрессе передача прав не происходит вообще, тут картина иная, с точки зрения страхового права.

Регресс – Коля согласен вставить нечаянно разбитое стекло Васей без последствий для виновника. Но, вдруг, Коля, после того, как вставил уже стекло, узнает, что Вася специально разбил стекло.

Тогда Коля имеет право требовать от Васи возмещения стоимости не только стекла, но и работы по его вставке в раму. Это выглядит, скорее, как наказание.

Поэтому основанием для применения механизма регресса являются умышленные противоправные действия виновника ДТП.

Это может быть регресс по ОСАГО при скрытии с места ДТП или требования страховщика выплатить погашенную потерпевшему сумму в кассу страховой компании по причине алкогольного опьянения водителя-виновника. Также имеется целый ряд других случаев, при которых виновник ДТП является нарушителем закона.

Как купить полис ОСАГО в компании Согаз, читайте здесь.

В каких случаях может быть

Такое право, как запуск механизма регресса в отношении виновника, страховщик имеет на основании замены должника. А применить это право страховщик может только лишь в определенных случаях, иначе тогда для виновника после аварии по его вине наличие у него страхового полиса ОСАГО было бы бессмысленным.

Ведь он не смог бы воспользоваться страховыми суммами для покрытия долга перед потерпевшим, если бы полис предусматривал полный регресс в любом из случаев ДТП, для любого виновника и по любой причине.

Тем не менее, страховая компания имеет право требовать от виновника дорожной аварии, который является ее же клиентом, возврат сумм лишь в некоторых случаях:

  • когда виновник пребывал в состоянии алкогольного, наркотического или еще какого-либо опьянения в момент дорожной аварии, что привело к нарушению его концентрации внимания на дороге за рулем;
  • когда виновник аварии был за рулем без водительских прав во время езды по дороге или его права утратили срок, ведь через 10 лет после получения водительских прав их нужно продлевать, иначе будет считаться, что у вас их просто нет;
  • когда у виновника не было других прав управлять автомобилем, к примеру, не было доверенности, оформленной на его имя;
  • когда водитель грузового транспорта имеет на руках талон ТО с истекшим сроком;
  • когда виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО, который имеет на руках – такое бывает часто при недосмотре транспортной компании-страхователя, сотрудники которой забывают вписывать своих водителей в полис;
  • когда виновник аварии скрывается с места происшествия на дороге;
  • когда ДТП случилось в другое время пользования автомобилем виновником, а не в тот период, который указан в полисе;
  • когда виновник умышленно спровоцировал аварию или был ее прямым причастником по своему замыслу, что привело к нанесению ущерба потерпевшим.

Таким образом, мы получаем вывод – только при наличии противозаконных действий со стороны виновника, а никак не при случайных и неумышленных причинах автодорожной аварии, можно реализовать регресс со стороны страховой компании виновника. Поэтому следует быть аккуратным, осторожным и не нарушать закон.

Как избежать регресса по ОСАГО

Можно ли каким-то образом избежать такого «наказания» со стороны своего страховщика? Как можно обезопасить себя в правовом поле в случае, если уж так вышло, что по вашей вине произошло ДТП?

Действительно, такие возможности имеются, они заключены в следующих моментах, которые важно запомнить каждому водителю, обладающему полисом ОСАГО:

  • не нарушайте, прежде всего, закон, когда садитесь за руль и ведете машину, будьте внимательны в пути, ведь провокационных моментов на дороге может быть масса;
  • следите за сроками использования транспортного средства, которые указаны в договоре страхования гражданской автомобильной ответственности. Особенно нужно обращать на это внимание, если вы по каким-то причинам оплатили не целый год авто-страхования;
  • если у вас транспорт для грузоперевозок, тогда необходимо следить, чтобы ваш талон ТО не был просроченным;
  • в каждом полисе авто-страхования водители транспортных средств должны быть вписаны в строчки самого бланка полиса. Вы, как водитель, должны обязательно удостовериться, вписано ли ваше имя и данные в тот страховой полис, который закреплен за вашим транспортным средством. Если вас не вписали, то это является нарушением;
  • в случае, коль вы уж водите чужой автомобиль, вам необходимо всегда иметь при себе доверенность на ваше имя, в противном случае вы просто не имеете право водить эту машину;
  • если случилась, вдруг, беда и вы стали причиной аварии на дороге. Не покидайте место происшествия, иначе это будет расцениваться как нарушение, избегание ответственности за причиненный ущерб потерпевшим.

Именно соблюдая такие правила, вы будете надежно защищены от применения к вам регресса со стороны вашего страховщика, на ту сумму, что он уплатит за вас потерпевшему.

В случае если у вас нет денег на возврат этой суммы страховой компании, тогда есть возможность через суд оформить взыскание долга по частям с вашей зарплаты или другого источника дохода. По закону с вас можно удерживать не более 50% от вашей доходной суммы.

А если, вдруг, вы являетесь плательщиком по другим долговым или судебным обязательствам, тогда с вас взимается столько, чтобы в любом случае половина вашей заработной платы оставалась вам.

Чтобы вовремя понять, что такое регресс, изучайте термины и понятия прежде, чем вы приступите к подписанию договора страхования. Лучше предупредить себя сразу, чем потом переносить неприятности из-за своей неосведомленности.

Самым верным шагом на пути к неконфликтным взаимоотношениям со своим страховщиком всегда стоит законопослушность водителей.

Любое ваше нарушение, как водителя, владельца полиса ОСАГО, дает страховой компании возможность рассматривать применение регресса к вам.

Поэтому будьте аккуратны в вождении вашего транспортного средства, следите за всеми сроками ваших документов и имейте с собой доверенность, если автомобиль не принадлежит вам.

Как получить ОСАГО без техосмотра, читайте на этой странице.

Про судебную практику по неустойке по ОСАГО рассказывается тут.

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 14 Закона об ОСАГО

1. Комментируемая статья определяет основания для предъявления регрессных требований страховой организацией в пределах выплаченного страхового возмещения. Регресс в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ представляет собой право обратного требования лица, возместившего вред потерпевшему вместо причинителя вреда, к этому причинителю. Сущность регресса, таким образом, сводится к замене должника в обязательстве из причинения вреда. Регресс следует отличать от суброгации — последняя также представляет собой обратное требование, которое, в свою очередь, обусловлено переходом к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (ст. 965 ГК РФ). Суброгация применяется в имущественном страховании в части убытков, возмещаемых в результате такого страхования.

Пример: ООО «РГС-С» обратилось в суд с иском к ЗАО «Светлое» о взыскании с ответчика в порядке регресса суммы выплаченного страхового возмещения. Решением суда исковые требования были удовлетворены в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что водитель ЗАО «Светлое» скрылся с места происшествия. Ответчик обратился в вышестоящий суд с кассационной жалобой, полагая, что не может нести ответственность за своего работника, управлявшего транспортным средством без командировочного удостоверения. В жалобе также отмечалось, что, удовлетворяя иск, суд необоснованно сослался на ст. 965 ГК РФ, хотя требование о суброгации истцом не заявлялось.

ФАС Западно-Сибирского округа, оставляя принятое решение в силе в части удовлетворения иска, указал на то, что причинение вреда работником ответчика в процессе исполнения трудовых обязанностей подтверждено материалами дела. Однако было отмечено также, что у суда не имелось оснований ссылаться на ст. 965 ГК РФ, поскольку требование о регрессе вытекает из прямого указания специального закона и не является суброгационным требованием по своей правовой природе (см. подробнее Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2007 г. N Ф04-5818/2007(37498-А45-8)).

Наиболее существенные отличия регресса от суброгации состоят в следующем:

— право регресса возникает из отношений по причинению вреда, право суброгации — из договорного (страхового) отношения;

— право регресса возникает только в случаях, предусмотренных законом, право суброгации предполагается в договорах имущественного страхования (условие договора, исключающее суброгацию, ничтожно);

— при регрессе, помимо обязательства из причинения вреда, возникает дополнительное обязательство (между страховщиком и причинителем вреда (страхователем, застрахованным лицом)), в случае с суброгацией, напротив, дополнительного обязательства не возникает — в действующем обязательстве происходит замена кредитора (страхователь передает страховщику свое право требования).

2. В научной литературе справедливо обращается внимание на значение регресса как средства:

— позволяющего гарантировать имущественные интересы потерпевших в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей по договору ОСАГО страхователями и (или) застрахованными лицами, а равно имущественные интересы страховых организаций в соответствующих случаях (речь идет об основаниях для предъявления регрессных требований, которые содержатся в подп. «д», «е», «ж», «з» п. 1 комментируемой статьи);

— оказывающего превентивно-воспитательное воздействие на причинителя вреда, стимулирующего его воздерживаться от нарушения Правил дорожного движения под угрозой отказа в предоставлении страховой защиты (подп. «а», «б», «в», «г», «и» п. 1 комментируемой статьи).

Необходимо различать такие основания для предъявления регрессных требований, как отсутствие права на управление транспортным средством, при использовании которого был причинен вред, и причинение вреда лицом, не включенным в договор ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством.

Верховный Суд РФ, отвечая на вопрос о том, как следует понимать фразу «лицо не имело права управлять транспортным средством», отметил, что согласно ст. ст. 25, 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, достигшим определенного возраста, после соответствующей подготовки и сдачи квалификационных экзаменов и подтверждается водительским удостоверением. Учитывая изложенное, под данной фразой следует понимать отсутствие у лица водительского удостоверения в связи с тем, что данное лицо не прошло соответствующую подготовку и не сдало квалификационный экзамен. Кроме того, к лицам, не имеющим права на управление транспортным средством, приравниваются лица, управляющие автомобилем не той категории, на которую они имеют право управления, а также лица, лишенные такого права вследствие совершения ими правонарушения (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. от 7 июня 2006 г., 14 июня 2006 г.).

Причинение вреда лицом, не включенным в договор ОСАГО, имеет место в тех случаях, когда страхователем не исполняется закрепленная в п. 3 ст. 16 комментируемого Закона обязанность — незамедлительно сообщить страховщику о передаче управления транспортным средством водителю, не указанному в страховом полисе. Регресс в таких случаях направлен на защиту прав страховщика, вынужденного производить страховые выплаты при наступлении гражданской ответственности лиц, обязанность по предоставлению страховой защиты которым он на себя не принимал. Гражданская ответственность таких лиц, управляющих транспортными средствами на законных основаниях и допущенных к участию в дорожном движении (имеющих право на управление транспортным средством), признается застрахованной для целей возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевшего, который является наименее защищенной стороной из всех участников правоотношения по обязательному страхованию. Таким образом, законодатель устанавливает дополнительную гарантию реализации прав потерпевших, для которых право на возмещение ущерба не должно ставиться в зависимость от исполнения владельцем транспортного средства обязанности по страхованию риска своей гражданской ответственности.

Необходимо учитывать, что фактическая продажа транспортного средства (заключение договора-купли продажи «по доверенности») без регистрации перехода права собственности не влечет за собой прекращения обязательств по договору ОСАГО, если стороны не выступили инициаторами такового. Собственник транспортного средства остается страхователем по договору ОСАГО, при этом обязательства страховой организации распространяются на лицо, владеющее транспортным средством по доверенности, даже если оно не указано в страховом полисе.

Пример: ООО «М» обратилось в суд с иском к Ф. о возмещении страховой суммы в порядке регресса (ответчик не был вписан в страховой полис ОСАГО как владелец транспортного средства, при управлении которым был причинен вред). Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что между собственником транспортного средства Т. и Ф. был заключен договор купли-продажи без регистрации перехода права собственности в установленном порядке («по доверенности»). В договоре ОСАГО в качестве страхователя указывался прежний собственник Т. Однако фактически собственником являлся Ф. Таким образом, страховой случай не наступил и правовые основания для предъявления регрессного требования у истца не возникли, так как транспортное средство находилось в собственности ответчика Ф., а не страхователя по страховому договору Т.

Отменяя принятое по делу решение, суд апелляционной инстанции указал на то, что лица, владеющие транспортным средством на законном основании, являются участниками страхового правоотношения на стороне страхователя независимо от того, указаны они в страховом полисе или нет. Страхователь вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО в случае смены собственника транспортного средства. Однако ни Т., ни Ф. после продажи автомобиля в страховую компанию с заявлением о досрочном прекращении договора ОСАГО не обращались, страховые взносы не возвращались. Следовательно, спорный договор действовал на момент ДТП (см. подробнее Определение Ивановского областного суда по делу N 33-282).

Вместе с тем спорной с точки зрения развития судебной практики является ситуация, когда вред причинен при использовании транспортного средства лицом, не имеющим законных оснований для владения таковым (в том числе в случае неправомерного завладения транспортным средством).

Пример: ООО «СК Коместра» произвело страховую выплату по договору имущественного страхования (страхования транспортного средства) и обратилось в суд с иском о возмещении соответствующей суммы в порядке суброгации к страховщику гражданской ответственности причинителя вреда ООО «Р». Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано, поскольку М. (причинитель вреда) на момент ДТП управлял транспортным средством при отсутствии на то законных оснований, следовательно, для ООО «Р» страховой случай не наступил.

Отменяя данное решение и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Исходя из указанного, предусмотрены гарантии для страховщика, произведшего страховую выплату за причинение вреда лицом, не имевшим права на управление транспортным средством, при использовании которого им причинен вред, — право регрессного требования к причинившему вред лицу (его законному представителю, если лицо является несовершеннолетним — ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ) (см. подробнее Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2011 г. по делу N А27-4052/2010).

Позицию суда, выраженную в приведенном примере, можно назвать как минимум спорной — в силу определения страхового случая, содержащегося в абз. 11 ст. 1 комментируемого Закона, под ним следует понимать наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства, т.е. его собственника, лица, владеющего таким транспортными средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Риск наступления гражданской ответственности указанных лиц признается застрахованным независимо от того, включены ли они в число застрахованных лиц (страхователей) в договоре ОСАГО с условием ограниченного перечня водителей, допускаемых к управлению транспортным средством, или нет.

Вместе с тем не может считаться застрахованной гражданская ответственность причинителей вреда, неправомерно завладевших транспортным средством, — следует полагать, что страховой случай при этом не наступает, однако у потерпевшего возникает основание для предъявления требований о компенсационной выплате, предусмотренное подп. «г» п. 1 ст. 18 комментируемого Закона (отсутствие договора ОСАГО, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им обязанности по страхованию своей гражданской ответственности). Профессиональное объединение страховщиков (Российский союз автостраховщиков), выплатившее потерпевшему компенсационную выплату по данному основанию, приобретает право регрессного требования к причинителю вреда уже на основании п. 1 ст. 20 комментируемого Закона.

Применительно к таким основаниям для предъявления регрессных требований, как оставление места ДТП (подп. «г» п. 1 комментируемой статьи) и причинение вреда лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) (подп. «г» п. 1 комментируемой статьи) принципиальное значение имеет решение вопроса о необходимости (отсутствии необходимости) привлечения соответствующих лиц к административной ответственности по ст. 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» и ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» для решения вопроса о правомерности регрессных требований.

Судебная практика по-разному подходит к данному вопросу.

Пример: ЗАО «МАКС» обратилось в суд с иском к П. о взыскании денежных средств в порядке регресса. В обоснование иска указывалось, что истец выполнил обязательства по выплате страхового возмещения в связи с наступлением гражданской ответственности П. Поскольку в момент ДТП П. находился в состоянии алкогольного опьянения, у ЗАО «МАКС» возникло право обратного требования (регресса). Возражая против удовлетворения иска, ответчик отмечал, что нахождение его в момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения не доказано и не установлено в предусмотренном законом порядке. Технические средства измерения паров этанола не применялись. Сам по себе факт отказа от прохождения медицинского освидетельствования на алкогольное опьянение не свидетельствует о его наличии.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Из протокола об отстранении от управления транспортным средством следовало, что основанием предполагать у П. состояние алкогольного опьянения явились наличие у него запаха алкоголя изо рта, невнятная речь, шаткая походка. Указанные признаки зафиксированы в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (см. подробнее Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 24 июня 2014 г. по делу N 33-5294/2014).

В другом случае, отказывая страховой организации в удовлетворении регрессных требований, суд указал, что позиция истца основана исключительно на сведениях о внешних признаках алкогольного опьянения, содержащихся в протоколе об отстранении ответчика от управления автомобилем и в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Вместе с тем ответчик к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ не привлечен. Медицинских документов, подтверждающих нахождение в крови ответчика алкоголя и количество промилле алкоголя, в материалах дела не имеется (см. Определение Нижегородского областного суда по делу N 33-1305/2012).

Следует полагать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения вправе проводить должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения вправе проводить врач-психиатр — нарколог либо врач другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом — фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку.

Относительно фактов оставления места ДТП судами во внимание могут быть приняты все доказательства, свидетельствующие о наличии умысла на совершение такого деяния.

Пример: ЗАО «МАКС» обратилось в суд с иском к И., в котором просило взыскать с ответчика денежные средства в порядке регресса. Исковые требования были мотивированы тем, что И., причинив механические повреждения другому транспортному средству, скрылся с места ДТП. Ответчик возражал против удовлетворения иска, полагая, что с места ДТП не скрывался, а лишь убрал свое транспортное средство, поскольку оно полностью перегородило проезжую часть, отсутствовал при этом 15 — 20 минут. К административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ не привлекался.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что материалы дела об административном правонарушении не имеют преюдициального значения в силу ст. 61 ГПК РФ. Оставление места ДТП ответчиком подтверждено рапортом инспектора ДПС, объяснениями других участников ДТП (см. подробнее Апелляционное определение Томского областного суда от 14 октября 2014 г. по делу N 33-3003/2014).

В другом случае, отказывая в удовлетворении регрессных требований, суд указал на то, что водитель, гражданская ответственность которого была застрахована истцом, не привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, доказательства умышленного оставления им места происшествия отсутствуют (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 15 марта 2011 г. по делу N А65-16486/2010).

3. Оператор технического осмотра, упомянутый в п. 2 комментируемой статьи, — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра (см. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Аккредитация операторов технического осмотра осуществляется профессиональным объединением страховщиков в порядке, установленном Правилами аккредитации операторов технического осмотра, утв. Приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. N 697.

В обязанности оператора технического осмотра входит:

— оказание услуг, связанных с проведением технического осмотра, за исключением случая оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств дилером, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица, места регистрации транспортного средства;

— отказ в выдаче диагностической карты при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств;

— передача в установленном порядке информации, необходимой для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра;

— обеспечение учета, хранения и уничтожения диагностических карт;

— обеспечение сохранности транспортного средства, представленного для проведения технического осмотра.

Таким образом, оператор технического осмотра несет ответственность за соответствие технического состояния транспортного средства обязательным требованиям безопасности. Возможность взыскания страховой выплаты в порядке регресса с оператора, выдавшего диагностическую карту при фактическом несоблюдении таких требований, представляет собой одну из разновидностей санкций, применяемых к операторам технического осмотра в системе ОСАГО.

4. Как следует из п. 1 ст. 1068 ГК РФ, юридическое лицо или гражданин возмещают вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В п. 1 ст. 1081 ГК РФ отмечается, что соответствующие юридическое лицо либо гражданин после возмещения причиненного вреда приобретают право регрессного требования к своему работнику. В этой связи закономерно возникает вопрос, к кому следует обращать свое регрессное требование страховщику, если вред причинен работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей и имеется одно из оснований для предъявления регрессных требований, предусмотренных комментируемой статьей. Судебная практика идет по пути удовлетворения регрессных требований за счет работодателей.

Пример: ООО «Р» обратилось в суд с иском к ОАО «БПС» о взыскании задолженности в порядке регресса. Из материалов дела следовало, что водитель ответчика К. допустил ДТП, выразившееся в падении пассажира в салоне маршрутного автобуса в результате резкого торможения. Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи К. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Истец произвел выплату страхового возмещения в пользу потерпевшего в счет возмещения вреда здоровью.

ОАО «БПС» возражало против удовлетворения иска, полагая, что регрессные требования должны быть удовлетворены непосредственным причинителем вреда — К. Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что лицо, управляющее транспортным средством на основании трудового договора, не является владельцем транспортного средства, поскольку за действия такого лица отвечает работодатель (см. подробнее Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2014 г. по делу N А03-4339/2013).

В приведенном примере работодатель не лишен права обратиться с регрессным иском к своему работнику. Однако следует иметь в виду, что предъявление регрессных требований является правом, а не обязанностью (причем как для работодателя, так и для страховщика).

Регресс по ОСАГО к виновнику ДТП

Согласно закону, обязательное автострахование гарантирует, что в случае возникновения ДТП страховая компания возместит ущерб потерпевшей стороне. Казалось бы, автовладелец может быть совершенно спокоен в отношении собственных расходов. Однако это не совсем так. В определенных обстоятельствах именно ему предстоит компенсировать страховщику выплаченные средства.

Что такое регресс и когда он выдвигается по ОСАГО

Попав в ДТП впервые, автовладелец может и не знать о таком явлении, как регресс в страховании по полису ОСАГО. Что же представляет собою регресс, и в каком случае водитель может с ним столкнуться?

При возникновении аварии страховщик компенсирует потерпевшей стороне понесенный ею ущерб. Значит ли это, что водитель, спровоцировавший дорожное происшествие, может вздохнуть спокойно, ведь потерпевшие не имеют к нему никаких претензий? Но не все так просто. Оказывается, действующее законодательство дает страховой компании право при определенных обстоятельствах требовать от виновника ДТП возмещения понесенных ею расходов. Такое требование, выдвигаемое в рамках установленной процедуры взыскания потраченных страховых средств, и называют регрессом.

В каких случаях страховщики могут законно возместить свои убытки и взыскать ущерб с виновника ДТП? Обстоятельства, при которых может быть выдвинуто регрессное требование, оговариваются в Федеральном законе «Об ОСАГО». Чтобы затребовать регресс по полису ОСАГО с виновника ДТП, страховая компания должна быть уверена в том, что он совершил хотя бы одно их следующих действий, приведших к инциденту на дороге:

  • намеренно спровоцировал аварию или наезд, причинив ущерб имуществу или здоровью пострадавшей стороны;
  • управлял автомобилем после употребления алкоголя, наркотических или психотропных препаратов;
  • ездил за рулем, не будучи указанным в полисе страхования автогражданской ответственности;
  • покинул без разрешения место автомобильной аварии;
  • управлял машиной без водительского удостоверения;
  • пользовался авто в период, не покрытый полисом обязательного страхования;
  • не известил страховщика в установленный законом 5-дневный срок о ДТП;
  • начал ремонт автомобиля или утилизировал его до завершения 15-дневного срока от даты аварии или не предоставил машину эксперту для оценки повреждений;
  • осуществлял перевозку людей на машине с истекшей диагностической картой;
  • предоставил при оформлении полиса ОСАГО заведомо ложные сведения, приведшие к занижению суммы страховой премии.

Срок взыскания в порядке регресса

Учитывая, что срок исковой давности, установленный Гражданским кодексом РФ, составляет 3 года, страховые компании имеют право требовать возмещение расходов с виновника ДТП по ОСАГО в течение этого срока. Как правило, страховщики не спешат подавать иск. Не стоит думать, что требование о регрессе будет получено на следующий после аварии день. Однако расслабляться и надеяться на то, что страховщики забыли о потраченных средствах, и платить не придется, также не следует.

Автовладелец должен знать, что трехлетний период отсчитывается от даты произошедшего дорожного происшествия. Если по каким-то причинам страховщик пропустил срок предъявления претензий, он теряет право требовать деньги с виновника ДТП.

Что делать, если страховая подала регресс против вас

Если страховщик решил реализовать свое право на возмещение расходов и выдвинул иск против виновника дорожно-транспортного происшествия, не стоит впадать в панику. Водитель, от которого страховая компания требует денежной компенсации, должен придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Проверить, не истек ли трехлетний срок от даты произошедшей аварии.
  2. Восстановить в памяти подробности происшествия, чтобы убедиться, существуют ли на самом деле обстоятельства, дающие право страховой компании взыскать деньги.
  3. Проверить размер регрессивного требования, чтобы исключить расхождения между суммой, которая была выплачена потерпевшим, и суммой, на которую оформлен иск.

В любом случае, специалисты советуют автовладельцу, не оставаться один на один с претензиями от страховщика, а обратиться за квалифицированной помощью к профессионалам. Опытные юристы сумеют исключить любую неправомерность действий в отношении клиента и защитить его финансовые интересы, снизив сумму иска.

Оспаривание законности выплат

Чтобы оценить правомерность выдвинутых требований, нужно осуществить тщательную экспертизу документов, послуживших основанием для требований страховой компании к виновнику ДТП. В случае обнаружения неполного комплекта документов или допущенных в них ошибок опытный юрист может добиться признания полученного требования о выплате незаконным, в результате чего страховая компания взыскать с клиента деньги уже не сможет.

Оспаривание виновности

Как известно, виновным в совершении каких-либо действий человека может признать только суд. Почему же страховые компании зачастую направляют автовладельцу требование о регрессе, приложив к нему только копию протокола об административном правонарушении и справку от инспектора ГИБДД о факте ДТП? Вывод очевиден. Страховые компании стремятся сэкономить расходы и решить вопрос в досудебном порядке.

В таком случае юристы не рекомендуют водителям спешить с оплатой, ведь они знают, как оспорить виновность своего подзащитного в суде. Согласно закону, страховая компания может взыскать деньги лишь с лица, признанного виновником ДТП, а вину конкретного водителя еще нужно доказать. Практика показывает, что чаще всего к возникновению дорожных происшествий приводят обоюдные действия сторон. И если суд примет доводы защитника, с автовладельца может быть снята ответственность за ДТП или же с него будет взыскиваться гораздо меньшая сумма ущерба.

Снижение суммы ущерба

Автовладельцы часто задаются вопросом, может ли страховая компания взыскать с них средства, если выплата компенсации еще не произведена. Закон отвечает на этот вопрос однозначно. Страховщик имеет правовые основания для выдвижения регресса только в том случае, если сумма страховой выплаты определена, и оплата ее пострадавшей стороне произведена.

Сумма регресса к водителю, по вине которого произошла авария, может быть очень внушительной, ведь кроме прямого ущерба с виновника ДТП взыскиваются расходы по оплате услуг эксперта и ведению страхового дела.

Но даже если ущерб от вреда, нанесенного виновником ДТП здоровью или транспортному средству пострадавших уже возмещен, автовладелец, получивший требование о регрессе, вправе оспорить указанную в нем сумму. Для этого необходимо проверить правильность произведенных расчетов, изучив:

  • акт о страховом случае;
  • заключение эксперта, осматривавшего машину;
  • калькуляцию ремонтных работ.

Чаще всего автовладельцем оспаривается сумма ущерба, если она не учитывает факт износа разбитого автомобиля и его деталей. Кроме того, можно не согласиться с расценками на ремонтные работы и количеством требуемых для восстановления машины нормочасов, если они не соответствуют ценовым справочникам, разработанным Российским союзом страховщиков. Тщательная проверка всех данных часто позволяет снизить ту сумму, которую взыскивает с виновника аварии страховая компания.

Автовладельцу следует помнить, что в адрес нарушителя ПДД может быть выставлен не только регресс в размере убытков по ОСАГО, но и выдвинуто требование о суброгации, предусматривающее возмещение расходов по КАСКО. В этом случае размер искового заявления определяется, как выплаты по КАСКО минус максимальный объем компенсации по ОСАГО.

Как избежать регресса по ОСАГО

От неприятного дорожного инцидента не застрахован ни один автолюбитель. Однако для всех водителей, имеющих возможность и желание управлять автомобилем, наиболее важной является обязанность соблюдать правила дорожного движения.

Отправляясь в путь, следует проверить срок действия полиса ОСАГО, наличие водительского удостоверения и комплекта документов на машину, убедиться в исправности транспортного средства и, конечно, никогда не садиться за руль, выпив даже рюмку спиртного или приняв лекарственные препараты, способные снизить уровень реакции в экстренной ситуации.

Только четкое соблюдение водителем правил управления автомобилем обеспечит ему безопасность на дорогах и позволит избежать финансовых потерь от регрессных требований со стороны страховой компании при ДТП.

Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО

Страховщик ОСАГО обязан возместить пострадавшей стороне ущерб, который причинил его клиент. В таком случае речь идет не только о материальном ущербе автомобилю или конструкциям, что были повреждены из-за вины застрахованного лица.

Помимо этого, ему потребуется возместить вред, причиненный здоровью и жизни людей – то есть расходы на лечение либо погребение. В большинстве случаев после выплаты страховая компания будет требовать регресс по ОСАГО с виновника ДТП.

Этот процесс должен происходить в судебном порядке, поэтому он требует вмешательства юриста. Если правильно проанализировать позицию истца и благодаря этому найти несоответствия в правовой конструкции, то регресса можно избежать.

Особенности регресса по ОСАГО

Право регрессного требования страховой компании — это гарантия сохранности ее средств. Чаще всего такое право возникает в результате ДТП.

Некоторое застрахованные по ОСАГО автовладельцы ошибочно считают, что даже если виновниками ДТП являются они, ущерб пострадавшему оплатит страховая компания. Конечно, страховщик выплатит эти деньги, однако за возмещением своих средств он обязательно обратится к виновнику столкновения.

При этом совершенно неважно, есть ли у него полис ОСАГО, или нет, поскольку в этом случае он должен понести наказание за нарушение правил дорожного движения.

В 2019 году сумма страхового покрытия составляет: для имущественного вреда — 400 000 рублей, для вреда здоровью или жизни — 500 000 рублей. При отсутствии денежных средств можно оформить взыскание долга по частям через суд.

Для того, чтобы воспользоваться своим правом на возмещение затраченных средств, страховая компания обязана:

  • потерпевшей стороне выплатить полную сумму ущерба, беря во внимание предъявляемое требование, документы о дорожном происшествии и оценочную экспертизу;
  • с исковым заявлением обратиться с суд для возмещения затраченных средств с виновника ДТП.

Это основные условия для предъявления регресса страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены.

Стоит отметить, что виновнику крайне не рекомендуется игнорировать судебные разбирательства такого рода. При его неявке решение о взыскании всей указанной в иске суммы страхового покрытия примут заочно, а она часто бывает необоснованно завышенной.

Если же решение приняли в присутствии виновника, то как не платить регресс по ОСАГО, как его оспорить? Если виновник ДТП не согласен с суммой, выставленной страховой компанией, то он вправе предъявить ответный иск.

К счастью, в большинстве случаев можно добиться снижения суммы для выплаты, основываясь на результатах судебной экспертизы или доказав несостоятельность требований страховщика.

Помимо выплаченной стоимости страхового возмещения, страховая компания может получить с виновника аварии средства, затраченные на:

  • ведение страхового дела;
  • проведение экспертиз.

Судебная практика показывает, что в большинстве случаев страховые компании пишут заявление для получения суммы страхового возмещения в принудительном порядке.

Когда могут выставить регресс?

Получая полис ОСАГО, необходимо внимательно изучить раздел, в котором обсуждается возникновение регрессного права страховщика.

В каких случаях страховая компания может выставить регресс по ОСАГО? Страховая компания вправе предъявить виновнику возмещение суммы расходов в следующих случаях:

  1. ДТП произошло по причине алкогольного, наркотического состояния или другого опьянения на момент дорожной аварии.
  2. Виновный в ДТП водитель был с просроченными правами или вовсе без прав.
  3. Шофер управлял чужим автомобилем без доверенности на управление транспортным средством.
  4. У водителя грузового автомобиля просроченный талон о ТО.
  5. Виновник ДТП скрылся с места совершения автомобильной аварии.
  6. Виновник аварии не вписан в полис ОСАГО.
  7. ДТП случилось во время, которое не указано в полисе.
  8. Виновник умышленно спровоцировал ДТП или по своему замыслу был ее прямым соучастником.

Таким образом, основания для регресса по ОСАГО могут быть только в случае противозаконных действий виновника, но никак не при неумышленных и случайных причинах ДТП.

Как избежать регресса?

Какие есть законные варианты избежать выплаты регресса страховой компании? Рассмотрим перечень правил, которые должен соблюдать каждый водитель, оформивший полис ОСАГО, чтобы обезопасить себя от ненужных выплат:

  1. Если вы законопослушный водитель, то, согласитесь, — это значительно снижает риск стать виновником ДТП. Поэтому поставьте себе цель всегда соблюдать правила дорожного движения, быть бдительным и внимательным в пути, поскольку дорога — это зона повышенной опасности.
  2. Контролируйте сроки действия полиса ОСАГО. Некоторые водители, по разным причинам, оплачивают страховой взнос меньше чем на год, важно об этом не забывать, а вовремя доплачивать остаток суммы.
  3. У грузового автотранспорта не должен быть просроченным талон ТО, водитель обязан следить за этим.
  4. В каждом полисе ОСАГО водитель транспортного средства должен быть вписан в строчки бланка полиса. Поэтому следует обязательно удостовериться в том, что ваше имя вписано в страховой полис, закрепленный за вашим автомобилем.
  5. Садясь за руль чужого транспортного средства, всегда держите при себе доверенность собственника на ваше имя.
  6. В случае ДТП, в котором вы были виновником, ни в коем случае не покидайте место аварии, поскольку это расценят как попытку избежать ответственности.
  7. Не пытайтесь скрыть от страховщика какие-либо факты, которые касаются произошедшего дорожного столкновения. А именно: не ремонтируйте (утилизируйте) транспортное средство ранее установленного срока или без разрешения страховщика.

Соблюдая вышеприведенные правила, вы надежно защитите себя от регресса со стороны вашей страховой компании.

Срок исковой давности

Иски по регрессу имеют свои сроки давности. В случае, если было застраховано имущество, то страховая компания может в течение 2 лет заявить о праве регресса.

При страховании жизни и здоровья человека срок исковой давности по регрессу ОСАГО составляет не больше 3 лет.

Исходя из этого, если после определения виновника ДТП страховая компания не потребовала регресса в вышеуказанные сроки, то это значит, что она это право упустила. Однако при наличии веских причин страховщик может это право восстановить через суд.

Поскольку страховые компании – это коммерческие структуры, они также стремятся на всех этапах работы получить доход – как во время продажи страховки клиенту, так и на этапах взыскания по ОСАГО в порядке регресса.

Хорошая новость в том, что суд часто занимает сторону ответчика по этим делам, в случае, если его позицию подкрепляют доводы несоразмерности выплаты ущербу.

Видео: Регрессный иск от страховой компании. На какой стороне Вы: истец или ответчик?

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит